С марта 2023 года маркетплейсы участвуют в системе обязательной маркировки «Честный знак», которую планируют ввести для всех категорий товаров к концу 2024 года.
Система создана для борьбы с контрафактными товарами и улучшения контроля за оборотом товаров. Для покупателей это нововведение — защита от некачественной продукции. А для селлеров?
Сегодня подробно поговорим о «Честном знаке» в 2024 году:
Не стоит воспринимать маркировку товаров как нечто мешающее вашему бизнесу. Для добросовестных селлеров нанесенный на товар код — это шанс повысить лояльность клиента и отстроиться от «серых» конкурентов.
Когда покупатель выбирает товар и видит в карточке информацию о регистрации в «Честном знаке», или же читает ее на упаковке предмета, он не сомневается в качестве товара. Маркировка — это «печать» о том, что ваш товар соответствует стандартам и проверен производителем.
Даже в 2024 году, спустя год после старта обязательной маркировки, не все маркетплейсы проверяют ее наличие. И, казалось бы, можно проигнорировать правило и сэкономить пару десятков рублей.
Но нужно учитывать: если маркетплейс получит претензию о непромаркированном товаре, ответственность несет селлер.
Правительство опубликовало 13 ноября 2023 года Постановление №1899, согласно которому с 1 апреля 2024 года увеличивается список товаров, подлежащих обязательной маркировке. Что нужно маркировать:
Особенно много вопросов вызывает категория «Легкая промышленность». Если смотреть все то же Постановление, то к новым товарным группам в этой категории относятся:
Полный текст Постановления читайте по ссылке.
Кроме того, 15 категорий товаров находятся сейчас в так называемых пилотных группах: они участвуют в экспериментах по маркировке, к которым можно присоединиться.
Например, с 25 декабря 2023 года по 31 августа 2024 года проходит эксперимент по маркировке кормов для животных, расфасованных в потребительскую упаковку.
Таким образом, «Честный знак» дает возможность в тестовом режиме пройти весь процесс получения кодов маркировки, опробовать систему на себе и даже получить компенсацию затрат на оборудование.
Помимо кормов, в пилотных проектах участвуют товары из категорий:
С 1 мая 2024 года стала обязательной маркировка красной и черной икры, БАДов, молочной продукции, воды, парфюмерии и антисептиков.
Правительство установило этапы введения обязательной маркировки для всех товаров в 2024 году. Основные из них:
Как видите, время есть. И чтобы не тратить его впустую, перейдем к главному вопросу — как зарегистрироваться в системе «Честный знак» и получить коды.
Мы пошагово расписали все ваши действия для получения заветной маркировки товаров. Следуйте инструкции.
Чтобы зарегистрироваться в системе «Честный знак», вам необходимо получить усиленную квалифицированную электронную подпись (КЭП). Она также понадобится для получения контрольных идентификационных знаков (КиЗ).
Подключите электронный документооборот (ЭДО). Выбирайте из аккредитованных ФНС операторов, которые работают с системой «Честный знак». ЭДО необходим, чтобы передавать КиЗы и формировать документы с контрольными знаками.
Шаг третий: регистрация
Зарегистрируйтесь в системе «Честный знак» с помощью КЭП. Алгоритм попросит заполнить заявку, которая рассматривается в течение суток. После этого вам придут данные для входа в личный кабинет, в котором вы описываете товары.
Опишите товары в Национальном каталоге маркируемых товаров. Каждому из них будет присвоен уникальный код товара для идентификации по всей товаропроводящей цепи.
Вам нужен доступ к бесплатному регистратору эмиссии (РЭ). РЭ генерирует цифровые коды и передает в «Честный знак». Чтобы получить доступ, подайте заявление в личном кабинете, подпишите договор оператора системы и заполните анкету. После этого вы получите заявку на доступ к РЭ, которую нужно будет подписать.
Дальше необходимо разобраться с оборудованием для печати кодов и их считывания. Для печати КиЗов вам понадобится термопринтер, для считывания — 2D-сканер или терминал сбора данных для считывания кодов. При маленьких объемах можно использовать вместо сканера мобильное приложение «Честный Знак.Бизнес».
Закажите коды маркировки в личном кабинете в разделе «Станция управления заказами». Стоимость каждого КиЗа — 50 копеек за код. Код маркировки в «Честном знаке» называется Data Matrix. Он содержит всю информацию о производителе и характеристиках товара.
Распечатайте коды, наклейте на свои товары и добавьте данные в систему маркировки. На эти действия у вас есть 60 дней, за несоблюдение срока — штраф (о санкциях и суммах поговорим в следующих разделах).
После этого вы можете отправлять товары на склад маркетплейса, приложив электронное УПД со всеми промаркированными товарами.
Маркетплейсы не занимаются маркировкой — только производители и селлеры. От схемы работы с маркетплейсами зависит порядок передачи данных в «Честный знак».
Если вы пользуетесь схемой FBO, то маркетплейс сам передает данные в систему после формирования чека.
При системе FBS, после продажи товара селлер должен самостоятельно вывести коды маркировки и списать товары в личном кабинете.
Представим ситуацию:
Можно, но нужно осознавать все риски. За отсутствие маркировки на товарах можно получить штраф и конфискацию партии товара. Суммы штрафов зависят от количества и категории товаров с выявленными нарушениями.
За нарушение в крупном и особо крупном размерах (от 400 тыс. и от 1,5 млн рублей) может грозить даже уголовное наказание в виде лишения свободы до 3–6 лет.
Основные виды нарушений и штрафов в таблице:
Обязательная маркировка товаров — неизбежное явление, которое плотно входит в жизнь каждого селлера. Мы призываем вас ответственно подходить к своему бизнесу, разобраться в системе «Честный знак» и укреплять имидж бренда.
А с фулфилментом и доставкой поможем мы. Подписывайтесь на наш канал и следите за актуальными новостями из мира маркетплейсов.
Наша команда постит самые свежие новости в телеграм-канале ПростоДоставки